Здравствуйте всем!
Лето продолжается, недели летят одна за другой так быстро, что не успеваешь оглянуться… Еще более стремительно растут наши дети. Так, моя дочь Оля уже миновала полуторагодовалый рубеж и вступает в фазу активного говорения. Конечно же, ее собственные фразы еще очень далеки от сформировавшейся речи взрослого человека, но я уже могу довольно ясно понять, чего хочет мой ребенок.
Помимо прочего, мы вступили в период постоянных вопросов, возможно, еще не столь осознанных, как у детей более старшего возраста, но все-таки – уже вопросов. Излюбленный звучит так: «Мам? Какая я?» Ответ: «Такая», – уже не устраивает: нужно конкретизировать, иногда очень долго и подробно, тщательно подбирая определения: «Красивая, хорошая, умная…» – и т.д. и т.п…
Как и всякая ответственная мама, я решила разобраться, в чем же заключается природа детских вопросов: как, и с какой периодичностью на них отвечать.
Вот что я узнала, начитавшись литературы по детской психологии: вообще, вопросы – важный показатель интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. Выделяют два типа (и соответственно, два периода) детских вопросов. Первый период начинается в возрасте до двух лет с появлением назывательной функции речи (наш с Олей случай). Ведь, научившись произносить первые слова, кроха активно пытается словесно обозначить каждый окружающий его предмет. В этот период и происходит слияние линии развития мышления и речи.
Второй период детских вопросов наступает в 4-5 лет. Обычно он связан с появлением у ребенка способности устанавливать причинно-следственные связи (вопросы типа «Почему?»). Появление вопросов такого типа свидетельствует о расширении познавательных интересов юного исследователя. Это вполне естественно, ведь совсем скоро ребенок пойдет в школу, где каждый день будет получать «пищу для ума». Помимо познавательной, детские вопросы имеют коммуникативную функцию: они всегда адресованы взрослому и предполагают ответ. Как правило, самого факта ответа уже достаточно, чтобы удовлетворить жажду общения чада.
Приведенная мной классификация охватывает лишь «официальные» периоды возможного поступления партий детских вопросов, но сколько будет еще и неофициальных… Особенно у мам девочек. Это и период учебы в начальной школе, и пора первой влюбленности, и долгие разговоры «за жизнь» за чашкой чая в 16, 18, 20 лет… Сколько еще предстоит рассказать, на сколько вопросов ответить… И все же, – это лучше, чем подозрительное молчание и закрытая дверь в детской… Так что отвечать даже самые глупые вопросы наших крох можно и нужно… и не по одному разу, пока не потеряно самое ценное – доверие к нам, как к родителям…
Для тех же, кто считает разговоры с собственными детьми скучной и утомительной процедурой, предлагаю очередную подборку того, что можно услышать от наших самых–самых. Возможно, ваше мнение на этот счет изменится:
Аня и Саша
Прислала в почту мама Марина
Мой сын Саша (3 года) внимательно смотрит, как его старшая сестра Аня играет на пианино. На минуту задумывается и рассуждает:
- Газ есть, сцепление есть, а где же тормоз?
Ане было 4 года. Расчесываю ее длинные волосы перед зеркалом.
Рассуждаю:
-Вот вырастешь – станешь красивой девушкой…
Анна смотрит на меня укоризненно и заявляет:
-Мама, я тебе сколько раз говорила, я буду врачом или музыкантом, а не какой-то девушкой!
Такая вот у меня целеустремленная дочь.
Сидим с детьми в гостях у моей лучшей подруги, пьем чай, разговариваем о работе:
Вдруг дочь (4 года) спрашивает меня:
-Мама! А у вас на работе воспитательница есть?..
Я удивлённо:
- Нет.
Анюта:
- А кто есть?
Я, желая закрыть тему детских расспросов:
- Есть начальник.
Тут лицо дитя просияло:
- Ага! – говорит Аня. – Так вот кто наказывает вас, когда вы балуетесь и дерётесь!
Илюшины идеи
Рассказал папа Григорий
Сыну Илье 4,5 года. В магазине игрушек просит:
- Папа, купи мне, пожалуйста, барабан…
Отвечаю:
-Сынок, я бы купил, но, думаю, что ты будешь мешать мне работать (иногда я работаю дома)?
Ответ Илюши был гениален:
- Что ты папа! Я буду барабанить только тогда, когда ты будешь спать!
Тогда же весной на даче:
- Илья, зачем ты разрезал лопаткой дождевого червяка?
– Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее. Смотри, как они шевелятся!
Смотрит с дедушкой по телевизору гонки «Формулы-1».
- Дедушка, как называется такая машина?
- Болид.
– Ой, дедуля, а что у тебя болит?
О женских прелестях…
Вспоминает мама Татьяна
Как-то дочка Ксюша (3,5 года) приходит из сада и задает мне каверзный вопрос:
- Мама, а почему у меня нет такой «штучки» как у мальчиков?
Я деликатно объясняю юной леди отличие мальчиков от девочек. Ребенок на минуту замолкает, а потом гордо заявляет:
- Подумаешь, у меня и так красиво!
Дочка подруги пошла в 1-й класс. Говорю четырехлетней Ксюше:
- Маша в школу пошла – теперь она школьница.
Ксюша, немного подумала и заявляет:
- А я – садница. Я же в садик хожу!